Управленческие команды Липецкой области завершили обучение по программе «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды»

Вслед за Республикой Башкортостан 25–30 ноября 2019 года повышение квалификации прошли управленческие команды из 15 образовательных организаций Липецкой области. Мероприятие стало возможным благодаря сотрудничеству Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ.

Участники

В обучении приняли участие 56 слушателей: управленцы, учителя, педагоги-психологи, воспитатели детских садов, руководители организаций дополнительного образования, преподаватели областного Института развития образования и сотрудники Центра поддержки одаренных детей «Стратегия».

Среди участников обучения – команды из гимназии, четырех сельских и пяти городских школ, двух детских садов, Центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ».

В состав региональной обучающей команды вошли преподаватели Института развития образования и сотрудники Центра поддержки одаренных детей «Стратегия». Именно эта команда, постепенно увеличивающаяся численно, будет решать амбициозную задачу для региона – включение в Программу по развитию личностного потенциала 60 образовательных организаций Липецкой области (более 12 % от общего числа) к 2023 году. Таковы договоренности, закрепленные соглашением о сотрудничестве, подписанном управлением образования и науки Липецкой области, Сбербанком и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» 21 августа 2019 года в рамках XV образовательного форума Липецкой области по итогам победы региона в конкурсном отборе текущего года.

Организаторы и преподаватели

Программу повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» открыли начальник управления образования и науки Липецкой области Алексей Грушихин, заместитель управляющего Липецким отделением № 8593 ПАО Сбербанк Елена Иноземцева, ректор Института развития образования Липецкой области Любовь Черных, директор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» Инесса Шуйкова, а также руководитель Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Екатерина Хаустова.

«В этом зале присутствуют управленческие команды. Вы – золотой фонд, вы – первопроходцы, с вас все начинается. Сегодня необходимо работать над личностным потенциалом каждого ребенка, над его интеллектуальным потенциалом, оценивать его эмоциональное состояние, учить управлять своими эмоциями и адаптироваться к жизни», – отметил в своем приветственном слове Алексей Грушихин.

Обучение провели преподаватели и научные сотрудники ведущих российских вузов: МГУ, НИУ ВШЭ и МГПУ. В состав команды преподавателей, тренеров и модераторов МГПУ вошли:

  • заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук Андрей Иоффе;
  • ученый секретарь Ученого совета, доцент, кандидат психологических наук Роман Комаров;
  • заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов, доцент, кандидат психологических наук Елена Иванова;
  • профессор департамента психологии, доктор психологических наук Витольд Ясвин;
  • заведующая лабораторией профориентации и технологий развития успешности Центра проектного творчества «Старт-Про» Дарья Комарова.

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» представили:

  • исполнительный директор фонда Петр Положевец;
  • руководитель Программы по развитию личностного потенциала Екатерина Хаустова;
  • руководители направлений: «Методология и оценка» Елена Дирюгина, «Внедрение» Денис Геттоев и «Сетевое развитие» Валентина Агапова;
  • менеджеры Светлана Тришкина и Евгений Матвиенко.

Отдельные практические занятия провели педагоги и преподаватели из частного общеобразовательного учреждения «Хорошевская школа» (г. Москва) и Института развития образования Ярославской области.

111

Результаты работы

В последний день обучения команды-участницы успешно представили концепции управленческих проектов, среди них:

  • «Создание студии школьного телевидения для реализации возможностей и развития личностного потенциала участников образовательного процесса»: СОШ № 1 (г. Задонск);
  • «Развитие личностного потенциала школьников: от увлечения к профессиональным планам»: СОШ №72 (г. Липецк) и Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»;
  • «Создание комфортной развивающей среды через снижение конфликтных ситуаций»: СШ № 60 (г. Липецк);
  • «Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций с семьей и социумом как ресурс создания личностно-развивающей образовательной среды»: ДОУ № 9 (г. Грязи) и другие.

Эксперты, присутствовавшие на представлении концепций проектов, отметили, что для команд образовательных организаций Липецкой области свойственно стремление к разработке сетевых проектов, позволяющих объединять ресурсы для создания личностно-развивающей образовательной среды. Интересно, что для управленческих команд региона особенно значимыми представляются изменения в социальной и предметно-пространственной среде, которые они планируют реализовать с широким привлечением не только педагогических коллективов своих образовательных организаций, но и воспитанников, обучающихся, их родителей и социальных партнеров.

Александра Шишкова, педагог «Центра поддержки одаренных детей «Стратегия», по завершении обучения отметила, что курсы повышения квалификации способствовали изменению взгляда участников на «подходы к созданию личностно-развивающей образовательной среды», а проведенные занятия «замотивировали и помогли осознать важные тонкости взаимодействия с обучающимися». «Я поняла, что главное умение современного педагога заключается в том, чтобы увидеть и максимально точно определить способности и интересы ученика, помочь им раскрыться в дальнейшем».

Обучение продолжится в заочном формате: управленческим командам в течение двух месяцев предстоит доработать свои концепции до полномасштабных проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных организациях. Представление проектов и их экспертная оценка состоится в начале февраля 2020 года.

Программа по развитию личностного потенциала продолжается. И уже 9–14 декабря 2019 года БФ «Вклад в будущее» и Лаборатория развития личностного потенциала в образовании проведут обучение управленческих команд Алтайского края.