Всероссийская неделя качества

8 ноября стартовала Неделя качества – в этом году она посвящена преимущественно вопросам экологии. Рассказываем, что стоит за понятием «устойчивое развитие», какие требования потребитель выдвигает к бренду и как это связано с качеством товаров и услуг.

Думая о качестве, мы обычно представляем хорошо сделанную работу: повара, приготовившего вкусное блюдо из свежих продуктов; мастера, сделавшего идеальный маникюр; винодела, создавшего напиток с идеально выверенным балансом кислых и сладких ноток или изготовителя обуви, который сделал теплые сапоги, от которых не отвалилась подошва! Покупая продукты питания, мы рассчитываем, что они априори должны быть безопасными и вкусными (а в идеале еще и полезными).

КАЧЕСТВО ПОРОЖДАЕТ КАЧЕСТВО

На самом деле понятие качества гораздо глубже: за идеально оказанной услугой стоят качественное обучение, месяцы и годы практики, а за хорошим товаром кроется целая система грамотно выстроенных процессов – производства, контроля, менеджмента в целом. И организация их – отдельное искусство. Благодаря этому мы получаем товары, которые служат верно и долго, еда доставляет нам удовольствие и приносит пользу организму, бокал вина и теплые сапоги согревают холодной осенью.

Но и на этом не все.

Оказание каких-либо услуг и производство товара не изолированы от окружающей среды – часто отходы загрязняют воздух, а сырье добывается из природы: вырубаются леса, погибают животные. В таком случае трудно говорить о настоящем качестве, не так ли?

Качество не должно идти в ущерб чему-либо.

Именно поэтому в 2021 году Неделя качества отмечается с фокусом на принципы ESG.

БИЗНЕС, ЛЮДИ И ПРИРОДА

ESG расшифровывается как Environmental (окружающая среда), Social (общество), Governance (корпоративное управление).

Эти принципы подразумевают под собой заботу не только о корпоративном управлении, но и о вовлеченных в производство людях, влиянии бизнеса на общество и – наконец – об экологии.

Слоган Дня качества в 2021 году: «Качество для всех – качество для каждого». Он означает важность качества жизни для всех и для каждого по отдельности, сегодня и через много-много лет. Заботу о том, в каком состоянии будет мир, в котором будут жить наши дети и внуки.                                                  

ESG-критерии появились в ответ на ухудшение состояния окружающей среды, возрастающее экономическое неравенство между странами, социальное расслоение, тяжелые условия труда и др. 

Так, «социальная часть» концепции включает в себя призыв найти решение проблем, связанных с созданием благоприятных социальных условий, безопасностью труда, здоровьем и благополучием сотрудников компаний и производств. Умелое взаимодействие с партнерами, клиентами и обществом.

«Управленческая часть» отвечает за прозрачность бизнес-модели, финансовой деятельности, за управление рисками, эффективность руководства, качество аудита и отлаженность всех остальных бизнес-процессов.

На экологической же составляющей концепции остановимся подробнее.

Из 17 целей устойчивого развития   ООН четыре посвящены окружающей среде и призывают к рациональному потреблению в целом, а также подразумевают защиту океана, лесов и др.

Глобальный тренд ответственного потребления набирает силу, поэтому современное общество стало внимательнее относиться к деятельности компаний, оценивать ее с позиции устойчивого развития.

Вот несколько трендов устойчивого развития, которым стремится соответствовать подходящий под ESG-критерии бизнес:

  • Социальная ответственность. Предприниматель должен думать не только о прибыли, но и о том, как его деятельность влияет на окружающий мир: не способствует ли он расслоению общества, не разжигает ли агрессию и др.
  • Снижение негативного влияния на окружающую среду. Фокус на сокращение объемов выбросов и экономия электроэнергии. Большие предприятия должны стремиться сократить количество отходов и используемых ресурсов (электричество, вода и др.), малый бизнес – озаботиться правильной утилизацией мусора и др.
  • Уход от «быстрой моды». Многие бренды создают дешевую и недолговечную одежду, которая быстро выходит из моды. Каждый год это влечет за собой 10% выбросов углерода, поглощает 93 миллиарда кубометров воды, а в воде оказывается 500 тысяч тонн пластиковых микроволокон, пишет издание Fast Company. И приводит хороший пример взаимодействия устойчивых брендов: несколько американских производителей одежды запускали акции, в ходе которых они финансово поощряли людей, регулярно надевающих одежду нескольких брендов.
  • Создание альтернативных, более экологичных продуктов. Во всем мире ведутся разработки растительных аналогов мясных продуктов, которые будут иметь аналогичную пищевую ценность, ведь животноводство оставляет большой углеродный след и в целом связано с жестоким обращением с животными. Параллельно растет число приверженцев растительной диеты.

При этом важно, чтобы и сам потребитель становился более сознательным и бережливым. Начать можно прямо сейчас – для этого почитайте наши рекомендации, как уменьшить свой углеродный след

ОТНОШЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ В РОССИИ

Опрос, проведенный Центром изучения потребительского поведения Роскачества, показал, что более четверти потребителей (27%) под влиянием пандемии стали более осознанно подходить к выбору продуктов питания и уделять внимание изучению этикетки и состава, обращать внимание на упаковку продукции.

Еще одна тенденция – готовность к ответственному управлению отходами. Так, абсолютное большинство россиян (86%) поддерживает начинания по раздельному сбору отходов при обеспечении необходимой для этого инфраструктуры.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИЛИ МИМИКРИЯ ПОД НЕГО?

К сожалению, многие «зеленые» бренды при ближайшем рассмотрении оказываются псевдоэкологичными. Например, заявляют, что отказались от изделий из меха ради животных, но продолжают производить изделия из натуральной кожи; принимают «на переработку» товар или упаковку, но на самом деле не могут утилизировать их правильно; продают мелкий товар в большой, излишней упаковке, чтобы произвести впечатление на покупателя.

Отличить истинно устойчивый бренд от гринвошинга поможет система сертификации. Сертификат органической продукции (согласно закону «Об органической продукции») выдается производителям, в том числе соблюдающим принципы устойчивого развития. Или система добровольной сертификации РЭО (сертифицирует услуги по утилизации определенных групп товаров).

ссылка на источник https://rskrf.ru/news/v-2021-godu-den-kachestva-posvyashchen-problemam-ekologii-/

Поделиться с друзьями